«Легкая» европейская классика: стилизация или переосмысление

Классика в чистом виде существует сегодня, пожалуй, лишь в музеях. Но вот парадокс — она же, классика, пронизывает практически любой современный интерьер. Без нее, как выясняется, — никуда. От нее отталкиваются, с ней спорят, ее переосмысливают. Она всегда рядом: как ориентир, повод для дискуссии, основа для создания чего-то принципиально нового.

 

Как избежать фальши и бутафории

Легкие, «ненагруженные» классические интерьеры, где стиль дается полунамеком, полутоном, ненавязчивой ассоциацией — в последнее время становятся все популярнее. Попробуем понять, как создать такой интерьер.

Если традиционный классический стиль потребует от вас добротной архитектуры (безупречные пропорции, высокие потолки — от 3.80 метров) плюс — значительных средств, вложенных в отделочные материалы (гипсовая лепнина, наборный паркет, роспись и позолота на стенах, дорогостоящая штукатурка, натуральный мрамор), а также качественной мебели, возможно даже, сделанной по архивным чертежам и прежним способом ручного производства — то «облегченный» вариант гораздо менее затратен и более доступен для воплощения.

Именно поэтому те, кто чтит традиции, часто выбирают все-таки не аутентичный классический стиль, а его «легкую» версию. В «легкой» классике главное — создать ОЩУЩЕНИЕ стиля. Это достигается хорошими пропорциями помещения, симметрией и балансом различных частей, монохромными цветовыми сочетаниями. Это то, что не видно, но всегда хорошо ощущается человеком как неуловимый порядок и соразмерность.

"Легкая" европейская классика: стилизация или переосмысление

— Отделочные материалы для интерьера в классическом стиле должны быть натуральными, экологически чистыми, — говорит дизайнер, преподаватель школы «Детали», член Британского института дизайна интерьера Вероника Андрихова. — Например для лепнины — гипс или папье-маше, никакого полиуретана. А иначе получится ощущение фальши и бутафории. Оно недопустимо в классическом интерьере.

Синтетические флизелиновые обои лучше убрать подальше. Зато подойдут бумага, шелк или просто оштукатуренные и покрашенные стены. Никакого искусственного камня и прочее. Нет возможности купить дорогостоящий натуральный материал? Возьмите гипс, травертин или песчаник, наконец. Все должно быть настоящим!
Мебель рекомендуется приобретать у европейских фабрик. Да, есть очень неплохие китайские мебельные производители. Но они не сделают вам настоящее английское кресло. Дело здесь опять же в ощущениях. Восточная ментальность совсем другая, нежели у англичан или французов. Дух вещи будет не европейским. Мебель должна быть элегантной формы, из натуральной древесины с хорошей тканевой или кожаной обивкой.

В классическом стиле — и традиционном, и легком — обязательны произведения искусства. Это может быть не только живопись. Для более «легкого» варианта прекрасно подойдут фотографии, афиши, предметы современного искусства. Причем вешаются они в характерной для классики сплошной, «ковровой», развеске.

В классическом интерьере все удваивается

Славящийся авторскими классическими интерьерами дизайнер Кирилл Истомин, напоминает: классический стиль – это прежде всего симметрия. Здесь все «запараллелено»: два светильника по обе стороны от дивана, две классические вазы, обрамляющие картину, два шкафа с открытыми полками, на которых расположились книги и безделушки, два кресла у стилизованного камина и так далее.

Классический интерьер всегда немного параден, торжественен – и очень добропорядочен. В этом контексте необходимо продумать освещение. Чтобы оно было и парадным — центральная люстра, и более камерным, вечерним — настольные лампы с абажурами, бра, торшеры, и, наконец, романтичные свечи.

— Обратите внимание, — поясняет Кирилл Истомин. — Картины, написанные в классических традициях, размещаются обычно в рамах. Причем рама часто становится предметом отдельной гордости хозяина. А вот полотна современных художников принято размещать в натуральном виде, безо всякого обрамления.

Сам Кирилл очень любит «пошутить» с классическим интерьером. То поставит вокруг обеденного стола классических пропорций супер-креативные стулья с яркой обивкой. То в комнату с современной мебелью «опустит» антикварное кресло с блошиного рынка. То модные фотографии развесит в характерной для классики «ковровой» манере. Почему бы и нет! Современная классическая манера совершенно не обязывает воспроизводить аутентичный стиль. Да и, согласитесь, так гораздо интереснее.

Классика с поворотным механизмом

Ключевое слово, делающее классику классикой современной – цвет! Интенсивные локальные цвета, характерные для современного дизайн, полностью меняют традиционную картинку. 

У дизайнера Олеси Шляхтиной в ее интерьере двухкомнатной квартиры в доме серии Д-25 вроде бы соблюдены все классические пропорции, абрисы мебели аккуратно повторяют канонические образцы. И викторианская настольная лампа на месте. А вот не классика! Абсолютно современный интерьер.

"Легкая" европейская классика: стилизация или переосмысление

"Легкая" европейская классика: стилизация или переосмысление

Начнем с того, что в проекте использован необычный стеллаж с поворотным механизмом, который существенно экономит место. Он позволяет расположить диван у стены напротив проема и тем самым освободить центр комнаты. В случае открытого проема телевизор пришлось бы разместить в углу, и смотреть его было бы неудобно.

Но самое главное здесь – цвет! Вместо «тяжелых» темно-бордовых, коричневых, оливковых оттенков – яркая голубизна, сочная зелень, вкрапления красного. На этом фоне особенно выразительны молочно-белые молдинги стен и элегантные классические очертания того самого поворотного стеллажа.

Зачем светильнику понадобился зонт, а креслу – капюшон

Совершенно непредсказуемый результат можно получить, пародируя классику. Например, смешивая пропорции классической мебели, искажая объемы и масштаб,  используя новые современные обивки и материалы. В итоге получаются кресла с «капюшоном», напоминающие коляску с поднятым верхом (дизайнер Хайме Айон), светильники под зонтом (шутка того же Филиппа Старка), кресла в стиле Людовика XIV, получившие новую обивку кислотных цветов (так называемое кресло «Пруст» итальянского дизайнера Алессандро Мендини) и т.д.

Тот же Филипп Старк придумал современный вариант каминного кресла «с ушами» (как известно, «уши» в старые времена делались специально, чтобы защитить от огня). «Переработал» он и кресла с высокими готическими спинками, преобразовав их в практически в арт-объекты.

Примеров шутливого переосмысления классики можно привести великое множество. И все это вполне можно использовать в домашнем интерьере. Если не оригиналы, то реплики оригинальных дизайнерских вещей, выполненных в неоклассическом стиле, вполне доступны для приобретения.

Нужно ли строго соответствовать стилю

Некоторые декораторы, оформляя квартиру, стараются соответствовать стилю стопроцентно. В итоге, все составляющие интерьера подбираются в тщательном соответствии со стилевыми требованиями: например, если это английская классика, то не дай Бог туда добавить чего-то французского.

— Думаю, интерьеру не повредит немного эклектичности, — говорит дизайнер студии АвКубе Ольга Окорокова. – Именно поэтому у меня в  классическом интерьере может появиться зеркало-солнце из стиля ар-деко. А в дизайне ванной и гостевого санузла — смешиваются викторианские традиции и традиции французского прованса.

По мнению дизайнера, не стоит педантично приводить к единому знаменателю предметы мебели и аксессуары. Проверено, в классический интерьер могут отлично вписаться и современный авангард, и романтика 50-х годов прошлого века. Тут самое важное – правильно сочетать выбранное, основываясь на общей атмосфере интерьера.

Елена МАЦЕЙКО

От редакции: отдельного упоминания заслуживает явление советской классики, о наследии которой в современном интерьере мы обязательно расскажем в следующих материалах.