Основные типы рынков в современных условиях

Классификаций рынков разработано много, поэтому и основные типы рынков выделяют разные. Все они имеют право на жизнь. Однако все они разрабатывались для конкретных задач и по этой причине ограничены определенным контекстом и этими самыми задачами. В рамках другого контекста и в рамках других задач они уже не имеют смысла.

Основные типы рынков

Так получилось, что в последнее время сформировался контекст, в рамках которого еще нет классификации рынков. Это порождает много проблем и непонимания. Контекст, о котором идет речь — принадлежность рынков. Раньше этот вопрос даже не поднимался, потому, как рынки считались общими. Однако развитие технологий привело к тому, что стало возможным создавать свои личные рынки.

Соответственно относительно каждой конкретной компании рынок может быть: своим, чужим, общим, что позволяет ввести новую классификацию типов рынков. Основные типы рынков в рамках новых реалий: свой рынок, чужой рынок, общий рынок. Принять такую информацию сходу сложновато. Чтобы легче было это сделать, применим метод аналогии.

Каковы основные типы рынков

Какой рынок выбрать

Свой рынок – он как своя личная квартира. Она принадлежит вам. Вы определяете, кто будет заходить в нее, определяете правила поведения в ней и так далее. Можете ее сдать, продать. Можете сделать в ней ремонт. Чужой рынок – это чужая квартира, где вы ничего не решаете. Вас могут в нее пустить, но и могут выгнать в любой момент, когда захотят. 

Таковы сегодняшние реалии и именно такие сегодня основные типы рынков

Общий рынок – это подъезд или дворовая территория. Вы можете ей пользоваться в определенных рамках, но тоже в принципе ничего не решаете. Причем пользоваться ей может кто угодно, поэтому возникает конкуренция. Например, сегодня вы нашли место для того, чтобы поставить свой автомобиль, а завтра можете не найти и вообще останетесь «за пределами рынка».

Таковы сегодняшние реалии и именно такие сегодня основные типы рынков. Реалии таковы, потому что как было сказано выше, появились технологии, которые позволяют создавать рынки. Было установлено, что в основе рынка лежит не товар, а идея. Товар – это просто способ реализации идеи. Сам рынок – это совокупность людей, которые прокачаны идеей и хотят ее реализовать.

Основные типы рынков и новые реалии

Создание рынка – это генерация идеи с помощью леграммы рынка и последующее прокачивание потенциальных потребителей этой идеей. Раньше прокачкой идеями занималась природа (голод, холод, жажда, безопасность). Сегодня все такие идеи уже реализованы. Теперь, чтобы получить рынок, прокачивать нужно самостоятельно. Сейчас успешными являются только компании, которые «просекли фишку».

Свой рынок – это совокупность потребителей, которые прокачаны «своей» идеей

Свой рынок – это совокупность потребителей, которые прокачаны «своей» идеей. Компания, которая прокачала рынок «своей» идеей, выступает в дальнейшем его оператором. Фактически она хозяин рынка. Работать на таком рынке дешевле всего и на него можно влиять таким образом, чтобы иметь максимальные прибыли. Получить свой рынок можно двумя способами.

Первый способ – найти уже внедренную в потребителей идею, монополизировать и масштабировать ее. Но реализовать такой подход получается очень редко, потому как наличие «свободной идеи» большая редкость. В большинстве случаев идею найти не удается и необходимо создавать рынок с нуля по технологии, представленной на рисунке выше.

Какой рынок выбрать для работы

Какой рынок выбрать для работы

Чужой рынок – это совокупность потребителей, которых прокачивали не вы и не своей идеей. Можно сказать, что речь идет о конкуренте. В принципе так и есть, только в новом понимании рынка. В старом понимании рынка о конкуренте речь не идет, потому, как ни при каких условиях клиент не купит ваш товар под чужую идею. В старом понимании рынка конкуренция при таком подходе исчезает полностью.

Если вы предлагаете лучшую идею, то потребитель становится частью именно вашего рынка

Она, конечно, остается, но уже не на уровне предложения лучшего товара, а на уровне предложения лучшей идеи. Если вы предлагаете лучшую идею, то потребитель становится частью именно вашего рынка. Если ее предлагает другая компания, то потребитель становится частью чужого рынка и уже никогда не купит ваш товар. Вы не можете влиять на потребителя с чужого рынка, он для вас навсегда потерян.

Общий рынок – это совокупность потребителей, которые прокачаны идеей, оператором которой может выступать любая компания. Как правило, такой рынок складывается стихийно. Поэтому у него нет хозяина, и на нем работают все, кто может и хочет. Работать на таком рынке очень дорого, раз в 10 дороже, чем на своем, потому, что много желающих. 

Как создать свой рынок

Как создать свой рынок

Общий рынок характеризуется тем, что им никто не занимается. Никто не внедряет идею, никто ей не прокачивает. Потребители сами себя постепенно прокачивают, причем совершенно хаотически и трудно уловить, какой именно идеей. Фактически это неуправляемый рынок, работать на котором очень сложно, да и выгода, почти нулевая. Клиент, на таком рынке, как правило, одноразовый.

… единственный выгодный и верный вариант – это создавать свой рынок и работать на нем

Основные типы рынков имеют как преимущества, так и недостатки. Вкладывая в свой рынок – вы словно переводите деньги на свой счет в банке, причем под хорошие проценты. Каждый рубль, доллар, евро, вложенные в свой рынок, остаются у вас, некуда не исчезают и со временем сумма увеличивается. Каждый рубль, евро, доллар вложенные в чужой рынок — получает ваш конкурент.

Работая на общем рынке – вы просто раздаете деньги всем участникам рынка. С первого взгляда чужой или общий рынок выглядят привлекательно, кажется, что лучше работать на них, чем создавать свой. Но если немного заняться математикой и сделать некоторые подсчеты, окажется, что единственный выгодный и верный вариант – это создавать свой рынок и работать на нем. Хотите попробовать? Обращайтесь!